Беломорско-Балтийский канал в Карелии

Историко-культурный комплекс "Беломорско-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места захоронения погибших политических заключенных сталинского времени ("каналоармейцев").

Водный путь из центра страны на север был хорошо известен уже в XVI - XVII веках, и не только жителям Обонежья, но и новгородцам, москвичам, жителям далекого Киева да, и, пожалуй, каждому верующему русичу. Через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к святыням Соловецкого монастыря. О необходимости постройки канала говорилось с XIX века. Этой проблемой занималась Государственная дума, рассматривались проекты будущего канала. Но построен он был только в советский период.

18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале еще одной "сверхударной" стройки - сооружении Беломоро-Балтийского водного пути. Это было сооружение, грандиозное даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев. Построены при минимальных затратах металла и цемента - основными строительными материалами были дерево, камень и песок. Построены без особой техники - топором и лопатой, зубилом и кувалдой.

Однако особенность этой стройки не только в технических достижениях. Канал строили более ста тысяч заключенных и, как утверждало Постановление ЦИКа Союза от 4 августа 1933 года, благодаря этому "полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человека, проявивших себя энергичными работниками на строительстве".

Общая длина этой водной дороги - 227 километров, из них 48 километров - искусственный путь. В систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров, до 50-х годов он практически не использовался для судоходства.

Беломорско-Балтийский канал проходит через три района Карелии, соединяя Онежское озеро и Белое море.

Начало канала - вблизи города Повенца, в Повенецкой губе Онежского озера. В прошлом это далекое северное селение служило местом ссылки. Теперь Повенец - крупный озерно-речной порт.

Южный, онежский склон Беломоро-Балтийского канала - самый крутой: на нем расположено 7 шлюзов. Теплоходы, следующие от Онежского озера на север, поднимаются по "Повенчанской лестнице" на высоту 70 метров. Спуск в сторону Белого моря более пологий. 12 шлюзов опускают теплоход к Беломорску на 102 метра.

В годы Великой Отечественной войны южная часть канала была полностью разрушена. Но уже в навигацию 1946 года восстановленный канал снова работал, при этом обновленный конструктивно: по нему стало возможно движение крупнотоннажных судов.

Строительство Беломоро-Балтийского водного пути, канала, а затем и мощного производственно-транспортного комбината, дало жизнь Беломорску, Надвоицам, Сегеже, Медвежьегорску и огромному лесному краю от Белого моря до Онежского озера.

 

Для тех кто хочет быть стройным и подтянутым - . То что нужно для красивой фигуры.